Меню
Назад » »

Пьер Жан Беранже (1780-1857)

Перейти на сайт 0
Воспитывался у деда-портного; с детских лет воспринял освободительные идеи Великой французской революции. В своих первых поэтических опытах подражал т. н. высоким жанрам классицизма, но вскоре обратился к песне. Б. поднял традиционный фольклорный куплет с рефреном до уровня профессионального искусства. Он придал песне жанровое и композиционное разнообразие, невиданную гибкость, позволявшую ей превращаться под его пером в любой из "высоких" жанров — в оду, гимн, дифирамб. Б. создал песню-марш, песню-призыв, песню-памфлет, сатирическую песню, публицистическую, элегическую, любовно-эротическую. Некоторые его песни построены как лирический монолог, как ораторское выступление или жанровая картинка. Иногда песня Б. — портретная зарисовка или миниатюрная новелла.
В пору Первой империи (1804—14) песни Б. отличаются эпикуреизмом, добродушным юмором; политическая сатира встречается лишь изредка — например, песня "Король Ивето" (1813), иносказательно высмеивающая Наполеона I. Тон песен Б. резко меняется в годы Реставрации: поэт становится выразителем народной вражды к Бурбонам, к дворянско-католической реакции; его политическая сатира достигает расцвета. С едкой насмешливостью, с плебейской прямотой бичует Б. королевскую власть ("Бесконечно малые"), своекорыстных тупиц дворянской эмиграции ("Маркиз де Караба", "Белая кокарда"), католическое духовенство и иезуитов ("Святые отцы", "Смерть сатаны"), противопоставляя им образы наполеоновских солдат ("Старый сержант", "Старый капрал"). Дважды Б. привлекался к суду (1821 и 1828) за сборники песен и попадал в тюрьму. Вожди официальной оппозиции — буржуазные либералы не раз предавали его. Однако Б. был непоколебим в своей борьбе и твёрдо верил в падение режима Реставрации ("14-е июля").
Б. участвовал в Июльской революции 1830 и воспел её, но вскоре увидел, что буржуазная монархия не облегчила положение народа ("Жак", "Старый бродяга"). В поисках выхода он обратился к утопическому социализму, славил его учителей ("Безумцы"). Отвращение к владычеству финансовой аристократии, отразившееся у Б. в резких антибуржуазных песнях ("Бонди"), возвращало поэта к мысли о новой революции ("Идея"). Нарастание народного недовольства в 40-х гг. отозвалось у Б. в песне "Потоп", предвещавшей Революцию 1848.
К. Маркс называл Б. "бессмертным". Русские революционные демократы В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов высоко ценили его наследие. В 50—60-х гг. 19 в. огромную популярность его песням придали переводы В. С. Курочкина и М. Л. Михайлова. Много переводили из Б. советские поэты (П. Антокольский, В. Дмитриев, В. Левик, В. Рождественский и др.).

Похожие материалы

Никто не решился оставить свой комментарий.
Будь-те первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar